Главные изменения в экологическом законодательстве в 2023 году

23.05.23

Главные изменения в экологическом законодательстве в 2023 году

Уважаемые коллеги, хотим напомнить вам об изменениях в области природопользования и охраны окружающей среды в 2023 г. Они касаются деятельности по обращению с отходами, отчетности по выбросам парниковых газов, порядка получения комплексных экологических разрешений и проведения государственной экологической экспертизы, а также плановых государственных проверок.

Экономика замкнутого цикла

Обращение с побочными продуктами производства

В связи со стартом федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, касающиеся обращения с побочными (попутными) продуктами производства и их учета.

Требования -овлены в новой статье 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 268-ФЗ).

Согласно статье 51.1 к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, которые:

Предприятия самостоятельно будут относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. При этом на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по общему правилу можно не ориентироваться.

При работе с побочными продуктами производства требуется:

Побочные продукты обяжут считать отходами в 2 случаях:

Описанный порядок учета побочной продукции вступил в силу 1 марта 2023 года.

Учет вторичных ресурсов и вторичного сырья

Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:

  1. Вторичные ресурсы - отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства;
  2. Вторичное сырье - вид продукции, полученной из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации.

Также законом устанавливается, что физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают:

С 2030 года захоронение вторичных ресурсов запретят, они будут подлежать утилизации.

Экологический сбор

Экологический сбор ежегодно платят импортеры и производители, если они не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств.

В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.

Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467» было решено направлять средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, в том числе на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) в виде софинансирования расходных обязательств регионов в рамках концессионных соглашений.

Данная мера встраивается в цепочку текущих законодательных преобразований, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов (свалок), а впоследствии уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

Обращение с отходами I и II классов опасности

Старт инвестиционной программы ФГУП «ФЭО»

Координационным центром экологической политики государства в области обращения с отходами I и II классов опасности является Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»), входящий в государственную корпорацию Росатом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.2022 № 388 «О порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности и осуществления контроля за ее реализацией» с 1 января 2023 года ФГУП «ФЭО» начало реализовывать инвестиционную программу, которая содержит мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения таких отходов, предусмотренных федеральной схемой обращения с отходами.

Данная программа станет звеном выстраиваемой вертикали взаимодействия между отходообразователем, государством и переработчиком отходов I-II классов опасности.

Самостоятельная утилизация отходов I и II классов опасности

Федеральным законом № 268-ФЗ предусматривается возможность самостоятельной утилизации отходов I и II классов опасности отходообразователем при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации.

Продолжение следует...

С наилучшими пожеланиями,

АНО ДПО "Энергобезопасность"

Кто у нас учится?