Уважаемые коллеги!
Приказ Ростехнадзора от 08.05.2024 №151 «Об утверждении федеральных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений «Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» опубликован на портале правовой информации
Документ принят для реализации поправок к Федеральному закону «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ».
Настоящие федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений устанавливают обязательные требования:
- к безопасности технологических процессов при эксплуатации гидротехнических сооружений;
- к порядку установления собственником и (или) эксплуатирующей организацией критериев безопасности ГТС, организации и осуществления контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС;
- к порядку действий при аварии ГТС.
Ключевые изменения, внесенные в законодательство:
- Новые нормы и правила охватывают все виды гидротехнических сооружений, за исключением портовых и судоходных.
- Взаимосвязь с поправками к Закону о безопасности ГТС: Новые правила являются частью комплексной реформы, направленной на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений. Вместе с поправками к Закону о безопасности ГТС они создают единый правовой механизм для управления рисками, возникающими при эксплуатации ГТС.
- Документ устанавливает четкие и единые требования к эксплуатации ГТС, которые должны быть соблюдены всеми собственниками и эксплуатантами независимо от типа объекта и его назначения.
Основные требования к эксплуатации ГТС, установленные в новых нормах и правилах:
- Планирование техобслуживания и ремонта: Собственники ГТС обязаны ежегодно утверждать план техобслуживания и текущего ремонта, включая механическое оборудование.
- Обеспечение безопасности объекта: На ГТС должна быть установлена система сигнализации, блокировки, защиты, средств измерения, средств связи и освещения, соответствующая проектной документации. Эта система должна обеспечивать раннее обнаружение опасных ситуаций, предотвращение аварий и своевременное реагирование на них.
- Тренировки по действиям в аварийных ситуациях: Собственники ГТС обязаны ежегодно формировать график тренировок для персонала по порядку действий при аварии.
- Своевременное устранение повреждений: Повреждения ГТС и оборудования, которые создают угрозу аварии, должны быть устранены незамедлительно.
- Мониторинг состояния объекта: Владельцам ГТС необходимо проводить мониторинг состояния объекта, включая анализ измеряемых показателей, оценку результатов осмотров и наблюдение за проявлением и развитием опасных техногенных и природных факторов. Для этого должна быть разработана программа контроля (мониторинга), ее содержание и порядок изменения также определены в новых правилах.
Дополнительные требования, включенные в новые нормы и правила:
- Инструкция по эксплуатации: Новыми правилами установлены требования к инструкции по эксплуатации ГТС, которая должна быть разработана с учетом специфики объекта и содержать подробную информацию о его эксплуатации.
- Документация: В правилах определен список документов, которые должен иметь и вести владелец ГТС:
- Проектная документация на строительство, реконструкцию со всеми изменениями и дополнениями, прошедшая в установленных законодательством Российской Федерации случаях государственную экспертизу (при наличии - для ГТС IV класса ответственности).
- Схема размещения средств измерений, а также паспорта и акты приемки средств измерений (при наличии).
- Паспорта и заводские инструкции по эксплуатации установленного механического оборудования ГТС (при наличии).
- Результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации (при наличии).
- Акты ввода ГТС в эксплуатацию (при наличии).
- Правила использования водных ресурсов (при наличии).
- Программа контроля (мониторинга).
- Действующая декларация безопасности ГТС с заключением государственной экспертизы.
- Паспорт безопасности потенциально опасного объекта (для ГТС I и II классов ответственности).
- Инструкция по эксплуатации ГТС.
- Должностные инструкции, производственные инструкции.
- Материалы по обучению и инструктажу персонала.
- Приказы и распоряжения Владельца ГТС по вопросам эксплуатации ГТС.
- Журналы контроля (мониторинга).
- График планово-предупредительных ремонтов.
- Результаты комплексного обследования напорных ГТС
- Акты комиссионных осмотров ГТС, проводимых в соответствии с пунктом 132 Правил.
- Технологическая карта заполнения накопителя (для ГТС накопителей).
- Технологическая карта изъятия отходов из накопителя (для ГТС накопителей, если изъятие предусмотрено проектной документацией).
- Акты, предписания, представления, предостережения контролирующих органов (при наличии).
- Акты расследования произошедших аварий ГТС (при наличии).
- Осмотры: Документ содержит показатели, на которые необходимо обращать внимание при проведении осмотров ГТС на соответствие проектным решениям и параметрам.
- Журнал контроля: Правила устанавливают требования к ведению журнала контроля (мониторинга), в котором фиксируются результаты проводимых осмотров, анализов, испытаний и других мероприятий по контролю за состоянием ГТС.
Новые правила устанавливают более жесткие требования к эксплуатации ГТС, что призвано повысить уровень их безопасности и снизить риск аварийных ситуаций. Введение единых требований к эксплуатации ГТС создает стандарт, который упрощает контроль за соблюдением норм безопасности и повышает эффективность работы контролирующих органов. Федеральные нормы в комплексе с поправками к Закону о безопасности ГТС создают единую систему управления рисками, которая позволяет эффективно предотвращать аварийные ситуации и минимизировать их последствия.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г., за исключением пункта 15 Правил (15. Напорные ГТС I-III классов ответственности, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния не реже чем один раз в пять лет должны подвергаться комплексному обследованию с оценкой их прочности и устойчивости.), который вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
С этой же даты утратят силу требования, по которым собственники и эксплуатанты разрабатывают правила эксплуатации ГТС.
С наилучшими пожеланиями,
АНО ДПО "Энергобезопасность"