29.07.21
Уважаемые коллеги!
Закон о госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум - 20 рабочих дней.
Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий - не более 50 часов, микропредприятий - не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок - не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).
Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.
Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).
Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).
Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.
Закон о госконтроле предлагает как известные ранее - выездная и документарная проверка, контрольная закупка, рейдовый осмотр, так и новые - выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и др.
Закон о госконтроле содержит арсенал из 9 видов контрольных мероприятий КНМ: 7 из них предполагают взаимодействие между государственным инспектором и контролируемым лицом, 2 - проходят без взаимодействия:
Вид | КНМ Определение |
КНМ, которые предполагают взаимодействие с контролируемым лицом | |
Контрольная закупка | КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям |
Мониторинговая закупка | КНМ, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности или качеству |
Выборочный контроль | КНМ, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству |
Инспекционный визит | КНМ, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом или владельцем (пользователем) производственного объекта |
Рейдовый осмотр | КНМ, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля на определенной территории, которыми владеют или осуществляют деятельность несколько лиц |
Документарная проверка | КНМ, которое проводится по месту нахождения органа надзора и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа надзора |
Выездная проверка | Комплексное КНМ, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами или использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений органа надзора |
КНМ, которые проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом | |
Наблюдение за соблюдением обязательных требований | Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у органа надзора, в т.ч. данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах |
Выездное обследование | Мероприятие по надзору, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований |
1. Инспекционный визит: осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
С 1 июля контролирующие органы могут заменить запланированные проверки на инспекционные визиты, которые длятся не более 1 рабочего дня. Такая форма проверки не предполагает заблаговременного уведомления работодателя: визиты будут внезапными!
Такое решение орган надзор может принять минимум за 20 дней до запланированной даты. Уведомить подконтрольную организацию должны максимум через 10 дней после решения.
2. Мониторинговую закупку товара или заказ работ/услуг для проведения испытания, экспертизы, исследования для проверки соответствия требованиям к безопасности и качеству.
3. Выборочный контроль.
Все новые способы контроля требуют меньше издержек для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок. Так, наблюдение и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами, а инспекционный визит можно проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Для каждого отдельного КНМ строго определён набор действий органа надзора с указанием конкретного содержания, длительности, глубины контроля, периодичности и количества плановых мероприятий.
Например, при проведении выездного обследования инспектор может выполнять только одно действие - осмотр, а при проведении проверки может использовать практически весь набор допускаемых действий.
Правительство для каждого вида надзора разрабатывает регулирующее его постановление, которое является подзаконным актом Закона о госконтроле. Так, в отношении проверок Роструда 23.07.2021 было опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Действовать оно будет до 23.06.2023.
Одновременно признано утратившим силу Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.
Но Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённый приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 пока продолжает действовать.
Выездная проверка Роструда и других ведомств будет проводиться только в исключительных случаях
По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:
Все проверки теперь фиксируются онлайн
Все действия инспекторов в рамках проверок будут отражаться в специальных информационных ресурсах.
Система поможет отследить правомерность надзорных мероприятий, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона о госконтроле):
Можно онлайн узнавать о назначении проверок и следить за их ходом
Информация о назначенных проверках Роструда и других ведомств теперь будет отражаться в личном кабинете юридического лица/индивидуального предпринимателя.
План проверок продолжит действовать до конца 2021 году, а в дальнейшем его заменит Единый реестр контрольный (надзорных) мероприятий (далее - Единый реестр). В Единый реестр будут вносить сведения о профилактических и КНМ, которые инспекторы проводят в отношении компании, о согласовании мероприятий с прокуратурой, действиях и решениях инспектора по итогам проверочных мероприятий (ст. 19 Закона о госконтроле, постановление Правительства от 16.04.2021 № 604).
Проводить проверку, которая не внесена в Единый реестр, закон запрещает. В противном случае результаты мероприятия можно признать недействительными через процедуру досудебного обжаловав на Госуслагах (ч. 4 ст. 19, 91 Закона о госконтроле).
Выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объём, интенсивность и другие параметры теперь будут зависеть от оценки рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Это означает, что, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проводиться КНМ (ст. 23 Закона о госконтроле). Тем самым органы контроля (надзора) перераспределят свои усилия на области, где в этом есть наибольшая необходимость.
Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.
При проверке инспекторы могут запросить только определённый перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
Плановые проверки будут проводиться на основе проверочных листов, которые будут автоматически формироваться из перечня нормативных актов и их частей, содержащегося в реестре обязательных требований (ст.15 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 №Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований№). Иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе.
Внеплановые проверки органы надзора инициирую, если:
В настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти не разработаны, следовательно, положения об использовании органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований не могут быть применены (п.14 письма Росприроднадзора от 11.01.2017 № АС-09-01-36/143).
Оснований для отмены результатов проверки Роструда и другого ведомства станет больше
Признать недействительными можно результаты КНМ, которое инспектор провёл с грубым нарушением. Решение инспектора отменят (ст.91 Закона о госконтроле), если он:
Если результаты контрольно-надзорного мероприятия признали недействительными по этим основаниям, повторно проверить компанию внепланово ГИТ сможет только по согласованию с прокуратурой независимо от оснований и вида мероприятия.
По одному или нескольким из 12 оснований (ранее их было 9) можно обжаловать результаты проверки на Госуслугах и обнулить их.
Профилактику сделали приоритетом
Приоритет профилактических мероприятий по отношению к надзорным закреплен законом. Предусмотрено 7 видов профилактических мероприятий.
Мероприятие | Характеристика |
Меры стимулирования добросовестности | Принимаются в качестве мотивации соблюдения обязательных требований в виде нематериального поощрения добросовестных контролируемых лиц |
Консультирование | Осуществляется должностным лицом органа надзора по обращениям контролируемых лиц в виде разъяснений по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора. Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического или надзорного мероприятия |
Самообследование | Самостоятельная оценка, которая проводится в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований |
Профилактический визит | Проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
С наилучшими пожеланиями,
АНО ДПО "Энергобезопасность"