05.11.24
Уважаемые коллеги!
Электронный документооборот (ЭДО) - это способ обмена документами в цифровом формате по телекоммуникационному каналу связи через Интернет либо в информсистемах. Подписывать документацию необходимо при помощи электронной подписи.
Федеральная налоговая служба России в сентябре 2024 года утвердила «Методические рекомендации по внедрению электронного документооборота в целях обеспечения популяризации использования электронного документооборота среди граждан и организаций Российской Федерации» в целях его распространения среди граждан и организаций РФ.
В рекомендациях ФНС убеждает пользователей, что «вместо того, чтобы писать от руки или распечатывать документы на принтере, можно отправить документ c компьютера или даже смартфона нужному адресату».
Методические рекомендации регламентируют понятие электронного документооборота, его виды, порядок внедрения, утверждают алгоритм сопутствующих операций. А также помогут разобраться в сервисах, процессах и возможностях такого документооборота.
В МР описаны основные операции с документами в ЭДО:
создание документа;
подписание документа;
отправка документа контрагенту;
приём документа от контрагента;
обеспечение безопасности передачи документов;
хранение документов;
быстрый поиск документов.
Также с помощью ЭДО физические лица могут получать государственные услуги, устраиваться на работу, поступать в вуз, оформлять кредиты, не выходя из дома.
Раздел 5 включает в себя информацию об электронной подписи:
как вести отчётность через Интернет
как обмениваться документами с контрагентами и сотрудниками
нкакую электронную подпись использовать человеку для личных целей
как получить электронную подпись
Куда обращаться директору за оформлением ЭП, зависит от сферы деятельности организации.
директора фирм и ИП - в налоговую или к доверенным лицам УЦ ФНС России,
руководители финансовых организаций - в УЦ Банка России,
госучреждений - в Казначейство.
Рядовым сотрудникам для работы нужна ЭП физического лица - ее можно оформить в аккредитованном коммерческом удостоверяющем центре. Электронная подпись понадобится сотрудникам, которые раньше не оформляли ее - ФНС выдает подписи директору только в единственном экземпляре и копировать их для сотрудников нельзя.
Чтобы получить электронную подпись в ФНС России директору организации необходимо:
Личное обращение нужно только при получении первого сертификата ФНС России. Получить следующие сертификаты можно удаленно.
Получить электронную подпись в Банке России можно несколькими способами: в пункте выдачи или онлайн в личном кабинете на сайте УЦ.
Первое получение сертификата всегда происходит при личном визите.
Для оформления ЭП в УЦ Банка России онлайн необходимо:
Запросить в Банке России логин и пароль для входа в личный кабинет на сайте УЦ.
Войти в личный кабинет.
Создать запрос на получение сертификата ЭП.
Дополнить заявку документами, которые необходимы для выпуска сертификата.
Дождаться результатов проверки документов и сообщения о том, что сертификат готов.
Скачать сертификат и программу, которая понадобится для работы с ЭП.
Инструкция по получению сертификата есть на сайте УЦ Банка России. Подробные правила выдачи сертификата можно посмотреть в Указании Банка России от 10.03.2021 № 5750-У и Порядке реализации функций и исполнения обязанностей УЦ Банка России.
Порядок получения сертификата в Казначействе России похож на процессы в ФНС России и Банке России. Подробная инструкция по оформлению ЭП есть на сайте Казначейства России.
Также в Методических рекомендациях есть информация о том:
как работают ключи усиленной электронной подписи
как получить, и где хранится открытый/закрытый ключ
кто может пользоваться открытым/закрытым ключом
как посмотреть данные о закрытом ключе
как хранить закрытый ключ
Это зависит от сервиса, в котором клиент работает с документом.
Обычно нужно:
настроить компьютер, в сервисе это происходит автоматически;
загрузить файл, который нужно подписать;
вставить токен или другой носитель с ключами в компьютер;
выбрать сертификат ЭП и нажать кнопку «подписать».
Рекомендации предназначены для широкого круга физических и юридических лиц - граждан и организаций Российской Федерации.
С наилучшими пожеланиями,
АНО ДПО "Энергобезопасность"